Работники предприятия посетили мемориальный комплекс «Озаричи». Эта экскурсия особенно примечательна тем, что вместе с родителями приехало много деток всех возрастов.
Смертью смерть поправ
Путешествие с детьми – это всегда что-то шумное, веселое, озорное, поэтому, признаемся, возникло невольное опасение, смогут ли непоседливые девочки и мальчики спокойно слушать и воспринимать непростую информацию. Но как только мы переступили порог музея, никого не надо было призывать к порядку. Предположение ненаучное, но подействовала особая аура этих мест: 80 лет назад там на заснеженном болоте боролись за жизнь их ровесники и дети намного младше, включая грудных младенцев.
По внешним признакам и статистическим данным Озаричский концлагерь может показаться вполне обычным местом заключения. Просуществовал только 10 дней, там не было крематориев и газовых камер, погибло примерно 9 тысяч человек, но по степени цинизма, гнусности, подлости он стоит в одном ряду с его мрачными собратьями – Освенцимом, Майданеком, Бухенвальдом и другими…
50 тысяч согнанных из окрестных деревень и сел женщин, стариков и детей (малыши составляли половину населения концлагеря), зараженных тифом, должны были стать живым щитом и бактериологическим оружием против наступающей Красной армии. К организации этого преступления подошли со знаменитой немецкой педантичностью: к созданию концлагеря привлекли немецких микробиологов с профессорскими званиями. Героизм советских воинов и самоотверженность врачей предотвратили гуманитарную катастрофу.
Невозможно пересказать все пронзительные факты, лучше самим прийти на это место и через годы ощутить творившийся там ужас. Медики потом признавались, что ни в одном тяжелейшем сражении им не пришлось сделать столько ампутаций конечностей, чем после освобождения Озаричского концлагеря, где люди 10 дней стояли по колено в мерзлой болотной воде…
У родителей не было возможности силой оружия отстоять свою жизнь, но своим мучителям они ответили жертвенностью, умением выдерживать нечеловеческие страдания ради жизни своих детей.
«Знаете, порой кажется, что о той войне знаешь всё, – говорит бухгалтер ОАО «Мозырьсоль» Людмила Спресова. – И знаменитые советские фильмы посмотрела, и такие же важные книги прочитала, и в школе на уроках истории рассказывали, но по-прежнему невозможно без волнения и боли воспринимать ситуации, когда одни люди теряли человеческий облик, а другие становились святыми, жертвуя своей жизнью ради спасения детей, беспомощных женщин и стариков».
Ради будущего наших детей
Мозырянка Татьяна Антоновна Тетеринец в возрасте 6 лет вместе с матерью, двумя братьями и сестрой пережила эти бесконечные десять дней ужаса и кошмара. Сегодня она в центре особой заботы солевиков.
— Эта боль не отпускает и не проходит, – признается Татьяна Антоновна. – Когда здесь поставили памятник, и я приехала в первый раз на траурную церемонию, то от дороги шла спокойная, но когда подошла с цветами к тому месту, где мы, дети, лежали в жару на земле – горели от тифа, а мама над нами – как птица над своими птенчиками, ни разу не присев за эти дни, то потекли слезы… Мама собирала снег, растапливала его в своих руках и подносила к нашим губкам, чтобы хоть капелька попала нам в рот, утолив жажду. У меня не было детства, не было юности, отец с войны вернулся инвалидом, поэтому надо было много работать, чтобы не умереть с голоду в послевоенное время… Если бы у меня сейчас спросили о моем самом большом желании, то я ответила бы: «Чтобы у меня было детство». Поэтому, когда сегодня слышу от молодых людей жалобы на жизнь, что нет какой-то свободы, то, простите, я не могу их понять».
До сих пор в Германии действует теория о «чистом вермахте», который только воевал и «выполнял приказ», и преступной СС, создававшей лагеря смерти. Но Озаричи устроили обычные солдаты немецкой армии. Так что к страшным преступлениям причастны гораздо больше предков сегодняшних жителей Германии, считающих перевернутой страницей тему зверств оккупантов против советских граждан. Расследование геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны обязательно будет доведено до логического завершения.
Несомненно, каждый вынес что-то важное для себя из этой экскурсии, остается только уточнить, кто предложил идею этой познавательной поездки. «Посетить мемориальный комплекс «Озаричи» – это ни в коем случае не «идея», а естественная часть работы по патриотическому воспитанию на нашем предприятии, – строго поправляет нас заместитель генерального директора по идеологии и социальному развитию ОАО «Мозырьсоль» Татьяна Витковская. – Быть патриотом своего завода и своей страны – это обязательная составляющая профессионализма. Подобные экскурсии мы организовываем на протяжении всего года, впереди новые поездки. Самое замечательное, что изъявила желание поехать с нами Татьяна Антоновна Тетеринец – она с удовольствием встречается с нами, делится своими впечатлениями. Сегодня в живых осталось не более сорока узников Озаричского концлагеря, переживших эту трагедию, – это бесценные свидетели для новых поколений белорусов. Очень важный момент: мы привлекаем наших детей к подобному изучению страниц истории нашей страны. И эта поездка была больше не для наших работников, а для их мальчиков и девочек. Дети должны знать, что происходило на нашей земле, какой ценой завоевано их сегодняшнее безмятежное детство. В ОАО «Мозырьсоль» по всем направлениям работают не только со взрослыми, но и с их детьми. Данная поездка была организована председателем профсоюзного комитета, Виктором Красюком. С нетерпением ждем и продумываем новые, не менее важные поездки».
«Сегодня я увидел, что фашизм – это очень страшно, – говорит юный Глеб Витковский, ученик СШ № 13. – Его не должно быть на земле. Хорошо, что мы победили».
Дмитрий КУЛИК
Фото автора
По материалам газеты «Жыццё Палесся»