1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375 (17) 303-87-47
ГлавнаяНовостиСтройотрядовская эпопея заместителя директора по идеологической и кадровой работе филиала «Скидельский» ОАО «Агрокомбинат «Скидельский» Марии Бартошевич
12 августа 2023

Стройотрядовская эпопея заместителя директора по идеологической и кадровой работе филиала «Скидельский» ОАО «Агрокомбинат «Скидельский» Марии Бартошевич

Первые студотряды в Беларуси появились в 1963 году. Три года длилась стройотрядовская эпопея заместителя директора по идеологической и кадровой работе филиала «Скидельский» ОАО «Агрокомбинат «Скидельский» Марии Бартошевич. Ветеран движения поделилась своими воспоминаниями о приключениях на Целине…

Романтика дальних дорог

На свою первую стройку студентка Ленинградского инженерно-строительного института отправилась в 1984 году после второго курса: надеть бойцовку раньше не позволила геодезическая практика. К этому времени в студотрядах по всему СССР насчитывалось больше 800 тысяч человек. Попасть в них стремились многие. Но право называться бойцом нужно было заслужить. Прежде всего хорошей учебой, ведь с плохими отметками и «хвостами» в отряд не брали. Как и тех кандидатов, у кого здоровье подкачало.
Наша героиня оказалась в числе счастливчиков. Мария Бартошевич не скрывает, что ехала не только за туманом, мечтами и запахом тайги, как пел ленинградский бард Юрий Кукин. Двигал ею и финансовый интерес. На стипендию в 40 рублей особо не разгуляешься, а хотелось и приодеться. Джинсы, например, стоили как пять таких ежемесячных пособий! В стройотрядах же молодым людям сулили заработок не менее 500 рублей за лето. Для сравнения: на такие деньги можно было купить корову.
Два года будущий инженер возводила сельскохозяйственные объекты и дома в Кировском районе Ленинградской области. Обычно девушкам поручали штукатурно-малярные работы, но укладывать бетон и разгружать стройматериалы им тоже доводилось наравне с парнями. 
– В первый год мы помогали строить школу. На следующее лето нас подрядили реконструировать телятник. Как только немного обустроились, принялись демонтировать здание. Управились за два дня и пришли к директору совхоза просить другое задание. Он только глаза вытаращил: «Так вы еще недели две должны были телятник разбирать. У меня материалов нет». Пока ожидали подвоза, с агитбригадой мы несколько дней гастролировали по деревням: выступали перед сельчанами с бесплатными концертами, – рассказывает Мария Антоновна.
В 1986 году романтика дальних дорог позвала комсомолку в Сибирь: ее зачислили в «элитный» стройотряд «Фестиваль». В начале июня, досрочно сдав экзамены, Мария заступила на летнюю вахту в городе Стрежевой. Но надолго там не задержалась. Студенты готовы были смириться и с проживанием в огромном палаточном городке, и с жарой, и с донимавшим гнусом, который ел поедом, да только применения молодым силам в городке нефтяников не нашлось. 
Через неделю «фестивалевцы» сменили место дислокации на более комфортное – село Александровское. Правда, и фронт работ им предстоял гораздо обширнее – наружная и внутренняя отделка домов. Вкалывали ребята до седьмого пота. Чтобы не тратить время, обедали прямо в «коробках». К полуночи измотанные юноши и девушки добирались до временного жилья, ужинали и падали на свои койки. А в 6 утра еле продирали глаза и всё начиналось по новой. Зато за третий трудовой семестр в Сибири Мария получила огромную сумму – полторы тысячи рублей. 

В походных условиях

В отрядной жизни хватало тягот и невзгод. Один суровый быт чего стоил. Селили ребят в бараки без всяких удобств. Поэтому бойцы всегда заранее командировали квартирьеров, чтобы к приезду остального десанта те наладили маломальский уют: покрасили стены, сложили печь, поставили баню. Особенно незаменимы в этом деле оказывались выходцы из деревень. 
– Помню, приехали, а двор зарос, бурьян вымахал до самых окон. Всучили нам две косы. Городские парни впервые держали их в руках, растерялись. Тогда я взяла косу и срезала всю траву, – улыбается Мария Бартошевич.
Побывала она и поварихой. Ведь кашеварили студенты тоже сами. Представительницам прекрасной половины человечества приходилось стряпать на ораву в 40 ртов, поэтому дежурили по двое. Пары даже соревновались между собой, кто приготовит блюдо повкуснее. В общем, несмотря на скудный выбор продуктов, с голоду никто не умирал. 
Впрочем, к отсутствию благ цивилизации и однообразной еде молодые люди привыкали быстро. Не жаловались они и на нехватку развлечений, за которые отвечал комиссар. Два года эти и другие, более важные, заботы лежали на хрупких плечах Марии Антоновны: до правой руки командира ее повысили в 1985-м. 
Редкие часы досуга строители проводили с выдумкой. Скучать не давали посиделки у костра, песни под гитару, походы на танцы, спортивные состязания. Стройотряды даже вели свой собственный календарь с особыми датами: отмечали целинные 23 февраля (23 июля), Новый Год (31 июля), 8 Марта (8 августа)… А еще комсомольцы инициировали День ударного труда, когда собранные средства перечислялись на благие цели. Например, в фонд XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. 
Блаженному «ничегонеделанию» участники стройотрядов предавались только в сентябре: в отличие от других студентов их не посылали на «картошку». Мария Бартошевич даже разок слетала с подругой на двухнедельный отдых в Сочи. Правда, после возвращения из Сибири от «трудовой повинности» в деревне Витино отвертеться не удалось. 
– Кормили нас отвратительно. Барак холодный, печку топить никто не умеет. Удивило и то, что картошку копали, сидя на ящиках. Мы с еще одной девушкой из Беларуси поняли, что это не для нас. Узнали, сколько картофеля нужно убрать за месяц, за день выполнили двойную норму и уехали, – смеется женщина.

Отрядная искра

Лучшие воспоминания о былых студотрядовских временах хранит форменная куртка, на заказ которой и изготовление нашивок с эмблемой отряда ребята зарабатывали сами. Это настоящий паспорт любого бойца. Россыпь шевронов и «кирпичиков»-значков подскажет, из какого вуза и отряда обладатель бойцовки, сколько сезонов он отработал. Отдельная нашивка свидетельствует о занимаемом ранге: у Марии Бартошевич как комиссара она была с факелом. Особенно ценны значки «Молодой гвардеец XI пятилетки» II степени и «Ударник всесоюзного студенческого отряда», которых студентка удостоилась в 1985 и 1986 годах.
Пройденная школа лидерства пригодилась Марии Антоновне, когда в начале 2000-х студотрядовское движение вновь расправило крылья. Женщина только приветствовала появление в филиале «Скидельский» юных помощников, ведь и она сама, и сын с дочкой когда-то делали здесь свои первые шаги во взрослую жизнь.
Вот уже почти десять лет знания, опыт, навыки и традиции заместитель директора по идеологической и кадровой работе передает современным бойцам: в горячую пору на прополке сахарной свеклы и зерновых культур, зерноскладах без них как без рук. За эти годы филиал «Скидельский» трижды признавался лучшим нанимателем студенческих отрядов в Гродненской области – в 2017-м, 2019-м и 2022-м годах.
– Считаю правильным, что сейчас Белорусский республиканский союз молодежи дает возможность школьникам уже с 14 лет заработать честным трудом на свои «хотелки», а не клянчить деньги у родителей. Надо с раннего детства приучать детей ценить каждую копеечку, – убеждена собеседница. – Неслучайно раньше к стройотрядам прикрепляли двух-трех трудных подростков для перевоспитания. Мы и теперь не отказываем таким несовершеннолетним, если ребята желают подкопить деньжат. Стоит отметить, что они стараются не отлынивать от обязанностей.
А еще студотряды – это взаимовыручка, чувство локтя и настоящее братство: они сплачивают юношей и девушек из разных уголков города, области, страны и даже государств. 
– После окончания института нас разметало по всему свету. Но несмотря на расстояние, я до сих пор поддерживаю связь с подругами, которых обрела тогда. Весной даже встречалась с некоторыми в Питере, понастольгировали о былом, – улыбается Мария Бартошевич. – Приятно, что бывшие товарищи по отряду не забывают меня. Как-то в социальной сети «Одноклассники» даже написали: «Привет, комиссар!». 
Глядя на Марию Антоновну, понимаешь: бывших студотрядовцев не бывает. И у того, кто когда-то соединил с движением свою судьбу, в сердце никогда не погаснет отрядная искра.
Инга Ласмане
Фото из личного архива героини
По материалам газеты «Перспектива«