Мое любимое дело – писать о людях уважаемого возраста, особенно о тех, с кем пришлось продолжительное время вместе работать или общаться. Среди них и житель города, постоянный подписчик районки, отдавший 36 лет работе водителем в Ошмянской сельхозтехнике, Ромуальд Бернардович Макаревич.
На мою просьбу рассказать о себе, он скромно ответил: «Жил, как все!». Но с первых минут разговора понял, что мой собеседник скромничает. Жизнь у Ромуальда Бернардовича интересная, насыщенная разными событиями.
Родился он за месяц до начала войны. Родители Бернард Антонович и Мария Владимировна жили на хуторе с интересным названием Погулянка, в полутора километрах от деревни Берники. Окруженная лесным массивом, добротная усадьба привлекала своим гостеприимством, порядком и ухоженностью. На ее территории рос старый сад. В палисаднике радовали глаз цветы, за которыми ухаживали Кристина и Данута – сестры Ромуальда. А Ромуальд со старшим братом Рычардом пас домашний скот, а также вместе с отцом косил траву.
И сегодня, имея за плечами приличный отрезок прожитой жизни и «небедный» трудовой стаж, Ромуальд Макаревич не оставил крестьянской привычки просыпаться с первыми петухами – в детстве родители рано будили детей, приговаривая: «Кто рано встает, тому Бог подает».
— На всю жизнь запомнились мне ранние походы с братом в Ошмяны, — вспоминает сегодня пенсионер. — Сразу после освобождения территории района от немцев отца направили на восстановительные работы (по возрасту он не подходил в действующую армию).
Вся домашняя работа легла на плечи многодетной матери и престарелых родителей отца. Есть было нечего. Не было ни соли, ни спичек, керосина для освещения – тем более. В базарные дни дети носили продавать яйца, творог, а на вырученные деньги покупали нужные для жизни товары и продукты.
— Особенно трудно доставался хлеб, который на полках единственного магазина в городе никогда не залеживался, — вспоминает Ромуальд Бернардович. — Приходилось подниматься до зари и спешить в Ошмяны. Брат шел быстро, и мне нужно было за ним бежать. Обдуваемые холодным ночным ветром, обессиленные, едва дыша, мы прижимались к стене магазина, стараясь занять очередь поближе к дверям. Хлеб привозили на лошади в ящике-сундуке рано утром, только один раз в сутки, на руки отпускали исключительно по одной буханке-кирпичику. И если нам не удавалось принести домой хлебушек, семья ела только прибеленное молоком варево из молодой крапивы и щавеля, в котором плавала пара картофелин.
Значительно полегчало, когда домой вернулся демобилизованный с трудового фронта отец. Ромуальд пошел учиться в начальную школу в Берники. Родители вступили в только что организованный колхоз имени Суворова (1950 год), в котором отцу поручили руководить бригадой: он умел писать и считать. По «высокооплачиваемой» трудоднями должности в конце года ему насчитывали пару пудов зерна и картошки.
Получив свидетельство о неполном среднем образовании, Ромуальд пошел работать на местный торфобрикетный завод, а спустя год по направлению военкомата окончил 4-месячные курсы автошколы. С тех пор он не выпускал из рук баранку. Некоторое время до призыва в армию пришлось поработать шофером в колхозе «Ясная Поляна». В армии Ромуальд повысил классность, научился терпению, ответственности не только за свои действия, но и за товарищей, организованности, дисциплине. Благодаря службе повидал свет: по комсомольской путевке поработал на закрытом заводе в г. Челябинске.
В своей шоферской деятельности Макаревич никогда не считался с личным временем. Нужно доставить на стройплощадку к началу рабочего дня раствор – Макаревич всегда готов подставить плечо, нужно помочь товарищу в ремонте техники – Ромуальд Бернардович тут как тут. Он никогда не имел привычки прятаться за спины других – шесть месяцев трудился на уборке урожая в Кустанайской области Казахстана. И постоянно учился: получил среднее образование в вечерней школе, «изъездил» десятки машин различных марок, уже находясь на пенсии, освоил молоковоз.
За свой труд Ромуальд Макаревич был удостоен разных наград, становился победителем соцсоревнования, ударником коммунистического труда, отмечен значком «За работу без аварий».
Время бежит, как будто вытекает из дырявого мешка песок. А сколько еще есть в голове неосуществленных планов и задач!
Николай БАЛЫШ
Фото Алины САНЮК
По материалам газеты «Ашмянскі веснік»